ПРОГНОЗ - МЕДСПОРТ

Перейти к контенту

Главное меню:

ПРОГНОЗ

Программно-аппаратный комплекс «ПРОГНОЗ-СИГВЕТ»

Программно-аппаратный комплекс «ПРОГНОЗ-СИГВЕТ» позволяет определять свойства нервной системы (СНС) с использованием двигательных экспресс-методов, разработанных профессором Е.П.Ильиным, и на этой основе прогнозировать выраженность природных психологических особенностей учащегося в сферах: интеллектуальная деятельность; индивидуальный стиль деятельности; устойчивость к неблагоприятным стресс-факторам и волевые особенности; психомоторика.
Разработчики программно-аппаратного комплекса
:
- кандидат психологических наук Дроздовский А.К.,
-
кандидат медицинских наук Голуб Я.В.



ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

I. Особенности интеллектуальной деятельности
1. Быстрота формирования зрительного образа.
2. Память произвольная (на знаковую информацию).  
3. Память непроизвольная.
4. Концентрация внимания.
5. Переключаемость внимания.
6. Быстрота ассоциативных и мыслительных процессов.
7. Тип мышления (художественный, мыслительный)  
8. Критичность (креативность) мышления.
II. Особенности индивидуального стиля учебной деятельности
9. Длительность настройки.  
10. Темп начала деятельности.
11. Темпы обучаемости.
12. Доминирующий аспект деятельности (преобладает
исполнительная или ориентировочная часть).    
13. Приспособляемость к динамичным ситуациям.
14. Склонность к состязательности, к лидерству.
III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности
15. Эмоционально-психическая устойчивость.  
16. Приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды.  
17. Быстрота принятия решений в значимых ситуациях (решительность).
18. Смелость в стрессовых ситуациях.
19. Усидчивость (устойчивость к статическим позам).
20. Терпеливость, упорство (работа на фоне утомления).  
21. Устойчивость к состоянию монотонии.  
22. Выносливость (работа до появления утомления).
IV. Особенности психомоторики
23. Двигательная память, техника движений.  
24. Чувство равновесия, координация движений.  
25. Скорость сложной (дифференцировочной) реакции.
26. Скорость напряжения мышц (спринтерские задатки).
27. Скорость расслабления мышц (стайерские задатки).  
28. Скорость процессов восстановления после нагрузки.
29. Скорость простой двигательной реакции.


Двигательные экспресс-методы диагностики свойств нервной системы (СНС) человека, разработанные профессором Е.П.Ильиным и реализованные в аппаратно-программном комплексе «ПРОГНОЗ-СИГВЕТ», имеют ряд значительных преимуществ перед другими методами:
1) Относительно просты в использовании и не требуют большого времени на обследование (не более 10 минут на испытуемого).
2) На одном инструментарии определяются все требуемые характеристики, тогда как другие методы позволяют определять только какое-либо одно из  свойств нервной системы.
3)  Не требуют от обследуемых специальных знаний, умений, опыта, что предполагает  широкий возрастной диапазон испытуемых (старше 6 лет).
4) Высокая надежность, повторяемость результатов обследования подтверждена многолетней практикой использования двигательных методик.
Перечисленные достоинства двигательных методов диагностики СНС делают их незаменимыми в практике работы  психолога.

Стоимость программно-аппаратного комплекса «ПРОГНОЗ-СИГВЕТ» с обучением на семинаре в Санкт-Петербурге (возможны дистанционные формы обучения для других регионов):
- версия ОБРАЗОВАНИЕ – 94000 рублей
- полная версия (включает выдачу заключения о социально-психологическом портрете, рекомендаций тренеру о спортсмене, рекомендаций по профориентации - 185000 рублей
- специализированные версии - от 250000-00

Установка программы «ПРОГНОЗ-образование» на компьютер предполагает наличие операционных систем Windows XP или Windows 7, 8.


Ведущий семинаров – Дроздовский Александр Кузьмич, кандидат психологических наук, эл.адрес:  drozd53@bk.ru

ОБРАЗЕЦ

текстовой информации, предоставляемой на выходе компьютерной программы «ПРОГНОЗ-СИГВЕТ (образование)» заинтересованным лицам (психологу, педагогу, родителям, спортивному тренеру) об ученике с определенным типологическим комплексом СНС: например – слабая (высокоактивированная) нервная система, подвижность процессов возбуждения и торможения, преобладает возбуждение по «внешнему» и «внутреннему» балансам.


1. Информация «кратко для психолога»

ПРОГНОЗ ПРИРОДНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
(прогнозирование природных психологических особенностей учащегося осуществляется на основе его свойств нервной системы, диагностируемых двигательными методиками  профессора Е.П.Ильина; знак «++» означает высокую, «+» - среднюю, «-» низкую выраженность психологического феномена)

I. Особенности интеллектуальной деятельности
1. Быстрота формирования зрительного образа: +  
2. Память произвольная (на знаковую информацию): -  
3. Память непроизвольная: ++
4. Концентрация внимания: +  
5. Переключаемость внимания: ++
6. Быстрота ассоциативных и мыслительных процессов: ++
7. Тип мышления: художественный
8. Критичность мышления: -  


II. Особенности индивидуального стиля учебной деятельности
9. Длительность настройки: ++
10. Темп начала деятельности: ++
11. Темпы обучаемости: ++
12. Доминирующий аспект деятельности:  равновесие ориентировочной
и исполнительной частей
13. Приспособляемость к динамичным ситуациям: +  
14. Склонность к состязательности, к лидерству: -  
III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности
15. Эмоционально-психическая устойчивость: -  
16. Приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды: -  
17. Быстрота принятия решений в значимых ситуациях (решительность): ++
18. Смелость в стрессовых ситуациях: +  
19. Усидчивость (устойчивость к статическим позам): -  
20. Терпеливость, упорство (работа на фоне утомления): -  
21. Устойчивость к состоянию монотонии: +  
22. Выносливость (работа до появления утомления): ++
IV. Особенности психомоторики
23. Двигательная память, техника движений: -  
24. Чувство равновесия, координация движений: +  
25. Скорость сложной (дифференцировочной) реакции: ++
26. Скорость напряжения мышц (спринтерские задатки): ++
27. Скорость расслабления мышц (стайерские задатки): -  
28. Скорость процессов восстановления после нагрузки: ++
29. Скорость простой двигательной реакции: ++


2. Информация «подробно для психолога»

Прогноз природных психологических особенностей учащегося

1.Особенности интеллектуальной деятельности:
1) относительно быстрое восприятие наглядной информации, особенно новой, но в некоторых случаях может потребоваться дополнительный  показ или удлинение времени  экспозиции с тем, чтобы качественно улучшить восприятие;
2) память произвольная (волевая), в большей степени зависит от субъекта деятельности, от его выбора в отношении воспринимаемой информации, особенно когда информация представлена в знаковых формах (тексты, таблицы, схемы, графики и т.д.) или должна быть предварительно структурирована в знаковой форме, что способствует проявлениям долговременной памяти. У данного ученика  снижена способность к произвольному  запоминанию знаковой информации (слова, тексты, схемы, символы, формулы), особенно если информация не структурирована, что создаст дополнительные трудности  для ее фиксации в долговременной памяти; возможны некоторые трудности при овладении иностранным языком, если преподавание ведется традиционным путем, где сначала слова, правила, тексты и только потом – общение; проблема может исчезнуть, если преподавание языка будет осуществляться в игровой, импровизационной манере, в коммуникации, с погружением в языковую среду.
3) хорошие способности к непроизвольному запоминанию информации (на обстановку, ситуации, лица людей и т.д.), что одновременно предполагает хорошую кратковременную (оперативную) память, например, для быстрого овладения иностранным языком, когда преподавание осуществляется посредством общения, в игровой, импровизационной манере, с погружением в языковую среду; следует иметь ввиду, что непроизвольная память на ситуации чаще всего выполняет оперативную функцию и  в значительной степени определяется факторами внешней среды, когда запоминаемый материал  зависит от признаков окружающей обстановки, не всегда наиболее важных для решения тех или иных задач в обучении;
4) относительно хорошая способность к концентрации внимания предполагает возможность сохранения внимания ученика в процессе достаточно длительного объяснения какого-либо материала, например, в ходе урока, лекции; одновременно имеются относительно хорошие предпосылки для самостоятельной работы на уроке или при выполнении объемных домашних заданий;
5) хорошая способность к переключению внимания будет способствовать успешности ученика там, где есть импровизация, динамика, быстрые изменения в обстановке (например, игровая деятельность), наилучшая позиция – центр событий, ситуаций (например, быть организатором игры, собрания или тамадой на празднике), в условиях урока – разнообразие учебного материала, новые факты, частые переходы от одной темы к другой; рекомендуются переходы от одного учебного предмета к другому при выполнении домашних заданий, с последующими возвратами для завершения несделанного с первого раза, что позволит дольше поддерживать интерес к учебным предметам;
6) для учащегося прогнозируется быстрота  ассоциативных и мыслительных процессов, склонность ориентироваться во многих областях знаний, но ему может не хватать глубины постижения каждой из них, поскольку не достаточно выражена склонность к структурированию, упорядочиванию информации, к смысловому пониманию воспринимаемой действительности, не выражена склонность к поиску и установлению причинно-следственных связей, не выражен «философский склад мышления», обеспечивающий восприятие сути вещей, снижена способность к системному способу мышления; имеющаяся склонность ориентироваться во многих областях знаний может обусловить поверхностность в их постижении;
7) у ученика выражен художественный тип мышления (преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональный, наглядно-образный способ восприятия действительности); этот  тип мышления воспринимает действительность посредством первой (чувственной) сигнальной системой головного мозга, доминирующей над второй (прежде всего речевой) сигнальной системой (по И.П.Павлову).  Швейцарский психолог Карл Юнг дал следующую характеристику типа «... удивительным образом пренебрегают мышлением в пользу эмоционального фактора, то есть чувства; стойко проводят «политику эмоций» и требуется уже действительно чрезвычайная ситуация, чтобы заставить их задуматься …».   Профессором Э.А.Голубевой отмечается, что «художники» характеризуются следующими общими и специальными способностями: лучшая непосредственная память, более высокий уровень невербального интеллекта и коммуникативные способности, которые включают в себя: музыкальные, коммуникативно-речевые, педагогические, артистичность, экстраверсию». Профессор Е.П.Ильин  дает следующую характеристику типа: «художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению; это не означает, что у него вторая сигнальная система не развита (т.е. не развито словесно-логическое мышление); это означает только то, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность; они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления, у них сильно развито воображение, а отсюда – хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах, картинности речи, что отличает многих артистов, художников, музыкантов».
           Художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в  образы реальной действительности в отличие от противоположного мыслительного типа, который все переводит в отвлеченные, абстрактные символы.  
8) прогнозируется повышенная внушаемость, чувствительность, открытость (иногда доверчивость) в отношении разных мнений, точек зрения, не свойственна конфликтность в спорах, дискуссиях, повышена чувствительность к человеческому фактору и эмоциональным аспектам рассматриваемых ситуаций, выражена способность к сопереживанию (эмпатия), высокий потенциал креативности  (множественность восприятия, оригинальность решений, способности к продуцированию разнообразных идей).
2. Особенности индивидуального стиля учебной деятельности:
По определению индивидуальный стиль деятельности – характерная для человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя ценные для данной работы свои качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается  неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.  Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь ученику найти и развить такой стиль учебной деятельности, который соответствует его индивидуальным особенностям.
9) учебная деятельность данного ученика предполагает укороченный этап подготовки к ней не только в операционном (инструментальном) аспекте, но и функциональном (энергетические, функциональные системы организма, мыслительная и мотивационная сферы), сокращенный период врабатываемости в тот или иной процесс. Чрезмерное затягивание этапа настройки, подготовки к деятельности может вызвать эмоциональное перевозбуждение, своеобразное «перегорание» еще до начала деятельности, что далее повлияет на качественные и количественные показатели исполняемой деятельности, например, может проявиться несдержанность, импульсивность, торопливость и поверхностность, ухудшающие качество решения учебных задач, точность движений.
10) целесообразно быстрое, активное начало деятельности, например, на уроке, лекции формулируется новая тема, сразу сообщается замысел, задается интрига, возбуждающие интерес к предстоящему, которая затем динамично разворачивается с обилием новых фактов, примеров, с разнообразием учебного материала; опрос и закрепление ранее пройденного материала лучше проводить в конце урока;
11) высокие темпы обучаемости выступают как проявление общих способностей ученика, отражающих его познавательную активность и возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности; следует иметь ввиду, что  прогнозируется не обучаемость как таковая, а ее индивидуальная динамика, темп, скорость усвоения учебного материала; ученик может опережать других на начальной стадии обучения, поэтому особенно важно обращать его внимание на закрепление усвоенного,  выявлять глубину его понимания материала, в противном случае на последующих этапах обучения пройденный материал может забываться,  а быстрые успехи - провоцировать самоуверенность, чувство превосходства  над более медленными одноклассниками, что может также вызвать снижение мотивации к учебной деятельности, особенно к выполнению домашних заданий;  оценки ему лучше выставлять не по итогам отдельного урока, а по их совокупности (в конце недели, месяца, четверти), в соответствии с завершением текущей темы учебной программы, так как ожидание оценки будет постоянно стимулировать его активность;
12) любая деятельность предполагает этапы: планирования и подготовку  (ориентировочная часть), реализацию и контроль  (исполнительная часть). Индивидуальный стиль деятельности того или иного человека может характеризоваться доминированием одной из частей или их относительное равновесие.  Данному ученику свойственен относительный баланс в его деятельности ориентировочной и исполнительной ее частей, а это означает, что он сочетает в себе следующие две способности:
а) склонен предвидеть те или иные ситуации, осуществлять заблаговременный поиск любой важной информации, имеющей отношение к этим ситуациям, заранее проигрывать в умственном плане возможные сценарии в изменении ситуаций и варианты их разрешения, осуществлять необходимые подготовительные действия; в некоторых случаях ему субъективно легче предвидеть возможные ошибки в действиях,  заранее предпринять необходимые меры с целью избежать их, чем затем исправлять эти ошибки, когда они уже совершены.
б) достаточно хорошо чувствуют себя и в динамичных условиях, в ситуациях некоторой неопределенности, в проблемных обстоятельствах.
Преимущества этого ученика могут заключаться в сбалансированности оперативного и стратегического типов мышления.
13) относительно хорошая приспособляемость к динамичным ситуациям позволяет ученику достаточно хорошо чувствовать себя в незнакомой обстановке, в ситуациях неопределенности, в проблемных обстоятельствах, которые он, осознанно и нет создает, чтобы затем их разрешать, а в ряде случаев может даже получать удовольствие от самого процесса их преодоления, что дает ему необходимый уровень  жизненного тонуса; в ряде случаев может хорошо выполнять функции организатора игры;
14) относительно низкая склонность к состязательности, лидерству; может доминировать установка на процессуальные аспекты учебной деятельности, тенденция к игнорированию результативной ее стороны.

3. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности:
15) у учащегося может быть снижена способность сохранять на должном уровне показатели деятельности в условиях высокого эмоционально-психического напряжения (экзамены, проверки, стрессовые, эмоциогенные ситуации), когда достижение положительных результатов деятельности является значимым для него; плохо переносит негативные оценки, осуждения, порицания, снижает результативность при неблагоприятном психологическом климате в классе, школе, в семье, на работе, чутко реагируют на негативное настроение учителя, воспитателя, руководителя, одноклассников;  в ряде случаев ему можно рекомендовать специальные занятия под руководством педогога-психолога  с целью формирования  навыков психической саморегуляции (контроль над мышечным тонусом и эмоциональной сферой), так как отсутствие таких навыков может стать причиной снижения результативности любой деятельности или даже ее срыва при наличии достаточно выраженных стресс-факторов.
16) относительно низкая приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды (перепады давления, температуры, влажности, смена часовых поясов и т.д.);
17) ученику свойственна высокая решительность (решительность – такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения);
18) можно предполагать относительно высокую смелость учащегося в стрессовых ситуациях (смелость - способность подавлять свои защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, одно из проявлений самообладания). Поскольку у учащегося несколько снижено чувство опасности, то от него можно ожидать  неосознанное стремление к ситуациям, где возрастает риск для здоровья, к конфликтам в межличностных отношениях. Профилактикой таких устремлений может стать беседа о последствиях определенного рода поступков, анализ поведения в опасных ситуациях, если они имели место в прошлом ученика, необходимо создавать условия на реализацию склонности ученика к риску в социально контролируемой обстановке (клубы, спортивные секции и т.д.);
19) снижена устойчивость к статическим позам (неусидчивость), что предполагает возможность для ученика периодически менять позы сидения за партой, проявлять двигательную активность до и после урока;
20) учащийся не обладает в должной мере терпеливостью, упорством (способность достаточно долго сохранять эффективности учебной деятельности на фоне некомпенсированного утомления);
21) у него относительно высокая устойчивость к состоянию монотонии, к однообразной, циклической деятельности (например, бег, ходьба, плавание, велосипед и т.д.);
22) ученик обладает высокой выносливостью в игровой деятельности.



4. Особенности психомоторики:
23) недостаточно выражена двигательная память, поэтому освоение техники новых движений целесообразно начинать от «реального» их исполнения так, как это представляет и чувствует сам учащийся, т.е. сначала действие, затем – его анализ, с последующей коррекцией со стороны учителя, тренера;
24) достаточно хорошо выражено чувство равновесия, координация движений (например, выражена способность к попаданию в цель);
25) быстрая сложная (дифференцировочная) реакция, хорошие способности к игровой деятельности, поэтому нагрузку, упражнения давать в разнообразном, импровизационном стиле; показано использование спортивных игр  как средство подготовки, а также для восстановления после тяжелой работы;
26) быстрое напряжение мышц, спринтерские задатки;
27) медленное расслабление мышц, стайерские задатки не выражены, для улучшения способности к быстрому расслаблению мышц при исполнении движений - использовать психомышечную тренировку;
28) высокая скорость процессов восстановления после нагрузки предполагает в процессе тяжелой работы делать большее число небольших перерывов
29) быстрая простая двигательная реакция, что может давать ученику преимущества в ситуациях, где есть необходимость быстрого реагирования на сигнал.
 

3. Информация «рекомендации педагогу, родителям»

Дополнительные сведения об ученике и рекомендации педагогу

Успешнее всего этот ученик может проявить себя в следующих ситуациях:
- когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
- когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе;
- когда время работы ограниченно, а выполнение учебного задания в срок отмечается хорошей оценкой;
- когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т.д.);
- когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;
- требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
- когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания;
- требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.

Ученик  может испытывать трудности в следующих ситуациях:
- ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа;
- длительная напряженная работа (на уроке и дома); быстро устает, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
- работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
- работа в шумной, неспокойной обстановке;
- работа после резкого замечания учителя, после ссоры с товарищем и т.д.;
- работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;

Предполагаются следующие особенности стиля учебной деятельности ученика:
- большая продолжительность подготовительных и контрольных действий;
- большинство исправлений и добавлений вносятся во время проверки;
- предпочитает браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируется, составляются планы занятий на день, неделю и т.д.;
- преобладание в письменной речи сложных конструкций со всевозможными подчинительными связями, большая развернутость высказываний (большее количество единиц и слов в предложении);
- предпочтение письменной речи устному изложению.
-быструю утомляемость он компенсирует частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, соблюдением спланированного режима дня;
- недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания компенсирует усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения;
- медленный темп умственной работы компенсируется тщательной предварительной подготовкой работы, что обеспечивает на первых ее этапах быструю врабатываемость;
- предварительная тщательная подготовка дает возможность уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у него в ответственные моменты учебной деятельности.

Учащемуся соответствует коммуникативный стиль (тип) овладения языком (в том числе иностранным), который характеризуется: коммуникативная активность (инициативность в общении на другом языке), короткие латентные периоды речевых действий, легкость понимания и говорения на другом языке; направленность внимания на речевую деятельность, лучшая продуктивность слуховой памяти; при запоминании образного материала – предварительно целостное его восприятие как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении; этот стиль овладения языком характеризуется беглостью речи, высокой скоростью выполнения отдельных лингвистических задач, наличие стереотипных ответов, повторов, неудачных словосочетаний, речевых клише.

Для ученика будут полезными следующие правила, соблюдаемые учителем:
- не ставить в ситуацию неожиданного вопроса;
- нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения;
- путем построения правильной тактики опросов и поощрения (не только отметкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам относится к ним очень болезненно;
- во время письменного опроса дать установку на проверку и исправление возможных ошибок в тексте;
- создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учителю следует учитывать то, что любит делать этот ученик:
-  решить задачи разного типа на уроке математики или выполнить несколько разнообразных упражнений по русскому языку;
- он легче действуют без шаблона, без схемы;
- склонен к такой систематизации знаний, которая обеспечивает ему широту усвоения учебного материала;
- предпочитает при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры, поэтому разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы – облегчают ему учебную деятельность; вследствие этого он имеет преимущество, когда учитель потребует наглядного изображения, например, условий задачи;
- быстро включается в работу, так как его активность на уроке возрастает быстро;
- любит работать в игровом режиме, предпочитает разнообразие в заданиях, хорошо работает в таких условиях;
- тяготеет к быстрым изменениям неудачных формулировок, может быстро обдумывать и давать новый ответ;
- склонен к импровизациям, предпочитает не следовать общепринятым стандартам;
-  можно проводить опрос ученика в начале урока;
- склонен к ситуациям, когда требуется быстрый ответ на неожиданный вопрос;
- в момент выполнения заданий может быстро переключать внимание на что-либо другое;
- давать возможность отвечать по новому, только что пройденному материалу, не откладывая опрос до следующего урока.
                          

4. Информация «спортивному тренеру»

Прогноз природных психологических особенностей спортсмена

1. Особенности психомоторики: недостаточно выражена двигательная память; достаточно хорошее чувство равновесия, координация движений (относительно хорошие способности к попаданию в цель); быстрая сложная (дифференцировочная) реакция, способности к игровой деятельности;  быстрое напряжение мышц, спринтерские задатки; медленное расслабление мышц, стайерские задатки не выражены; высокая скорость процессов восстановления после нагрузки; быстрая простая двигательная реакция.
Рекомендации: освоение техники новых движений целесообразно начинать от «реального» исполнения так, как это представляет и чувствует сам спортсмен,
т.е. само действие, затем – его анализ, с последующей коррекцией со стороны тренера; нагрузку чаще давать в разнообразном, импровизационном стиле;
показано использование спортивных игр как тренировочного или восстановительного средства подготовки; для улучшения способности к быстрому расслаблению мышц при исполнении движений - использовать средства психомышечной тренировки.
2. Особенности интеллектуальной деятельности:  достаточно быстрое восприятие реальности; хорошая непроизвольная память на ситуации; недостаточная произвольная (волевая) память (особенно на знаковую информацию); хорошая способность к концентрации и переключаемости внимания;  быстрота  мыслительных процессов; художественный тип мышления (преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональный, наглядно-образный способ восприятия действительности); снижена критичность мышления, что предполагает способности к эмпатии, к сопереживанию, неконфликтность, а также креативность (способность к продуцированию разнообразных идей, оригинальность подходов к решению задач).
Рекомендации:  информацию представлять в сжатом виде,  целостно (суть, идея, яркий образ), при необходимости она может уточняться и разворачиваться через конкретные примеры и реальные жизненные ситуации, которые уже знакомы спортсмену; для лучшего закрепления схем тактических соревновательных действий показана идеомоторная тренировка (визуализация); способ подачи информации не должен быть навязчивым, авторитарным.
3. Особенности индивидуального стиля спортивной деятельности: способность быстро подготовиться, настроиться на деятельность; склонность к быстрому ее началу; высокие темпы обучаемости; баланс ориентировочной (планирование) и исполнительной (реализация, контроль) частей деятельности; достаточно хорошая приспособляемость к динамичным ситуациям; вероятна тенденция к доминированию установки на процесс деятельности и меньшее внимание к ее результативной стороне.
Рекомендации: новое качественное движение у спортсмена может возникать спонтанно, а «схваченное» им движение необходимо далее закрепить через повторения, причем, как в стандартной обстановке, так и  в разнообразных, усложненных условиях деятельности; планирование чего-либо не должно быть далеким, поскольку представляемая информация может показаться спортсмену избыточной и неактуальной; ему показано быстрое начало деятельности, а в игровых видах спорта рекомендуется (при прочих равных условиях) включать в стартовый состав;  тренировочный процесс целесообразно проводить разнообразно, с импровизациями, включать в нее игровые элементы.  



4. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности: снижены эмоционально-психическая устойчивость и приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды; хорошая способность к быстрому принятию решений в значимых ситуациях (решительность), а также  смелость в стрессовых ситуациях; снижена устойчивость к статическим позам (неусидчивость); достаточно хорошая переносимость монотонной, циклической деятельности (бег, ходьба, плавание, велосипед и т.д.); высокая выносливость в игровой деятельности; снижены терпеливость, упорство (снижение эффективности работы на фоне некомпенсированного утомления).
Рекомендации: формировать систему психологической защиты от негативного человеческого фактора; на этапе предсоревновательной подготовки целесообразно проведение тренировок, контрольных прикидок в неблагоприятных погодных условиях (дождь, ветер, перепады температур), специальная работа над волевыми компонентами; целесообразна заблаговременная адаптация к часовому поясу места соревнований; при планировании соревновательной деятельности учитывать возможные тенденции к ухудшению параметров движений, качества действий к концу соревновательной дистанции, во второй половине игры.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню